Ре-Школа 2021
ШУШЕНСКОЕ
Проект мастер-плана развития музея-заповедника в поселке Шушенское
Цель работы — переосмыслить роль музея-заповедника
в социокультурном пространстве и пространстве
посёлка Шушенского.

Руководитель работ: профессор МААМ, руководитель Ре-школы Директор АБ «Рождественка» Тютчева Наринэ
Мы изучаем, реабилитируем и реинтегрируем музей в
разных масштабах и контекстах.
ИСТОРИЯ
ГЛАВА I: ПОРТРЕТ
ГЛАВА II: МУЗЕЙ
ИССЛЕДОВАНИЕ
ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ
ПРОБЛЕМА

1. ИСКУСТВЕННЫЕ ГРАНИЦЫ И ДИССОНИРУЮЩИЕ
ОГРАЖДЕНИЕ
2. НАРУШЕНО ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ИСТОРИЧЕСКОГО СЕЛА И ЦЕНТРАЛЬНОЙ
ПЛОЩАДИ
3.ОТСУТСТВИЕ ФАСАДА И РЕШЕНИЯ ВХОДНОЙ ГРУППЫ
4. ОТСУТСТВИЕ НОРМАТИВНЫХ УСЛОВИЙ ХРАНЕНИЯ
МУЗЕЙНОГО СОБРАНИЯ
5. НЕДОСТАТОЧНО РАЗВИТЫЕ СВЯЗИ МУЗЕЯ С МЕСТНЫМ
СООБЩЕСТВОМ
6. НЕДОСТАТОЧНОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ РАЗНООБРАЗИЕ
7. НЕДОСТАТОЧНО РАЗВИТАЯ ИНФРАСТРУКТУРА ДЛЯ
КОНФЕРЕНЦИОННОГО ТУРИЗМА



РЕШЕНИЕ

1. ПРЕДЛОЖЕНИЕ НОВЫХ РЕШЕНИЙ ПО ПЕРИФЕРИИ МУЗЕЯ
2. ИСТОРИЧЕСКАЯ РЕКОНСТРУКЦИЯ: СОЗДАНИЕ ДОМИНАНТЫ И ВОЗВРАЩЕНИЕ
ИСТОРИЧЕСКОЙ ОСИ — УЛИЦА БОЛЬШАЯ
(УЛИЦА ЛЕНИНА)
3. ПРЕДЛОЖЕНИЕ ПО РЕШЕНИЮ ФАСАДА И ВХОДНОЙ ГРУППЫ
4. СОЗДАНИЕ НОВОГО ФОНДОХРАНИЛИЩА
5. СОЗДАНИЕ НА БАЗЕ МУЗЕЯ НОВЫХ ОБЩЕСТВЕННЫХ
ПРОСТРАНСТВ
6. РАСШИРЕНИЕ ТЕМАТИЧЕСКОГО СПЕКТРА
7. РАЗВИТИЕ НОВОЙ ДЕРЕВНИ, СОЗДАНИЕ ПРОСТРАНСТВ ДЛЯ КОНФЕРЕНЦИЙ И АРТ-РЕЗИДЕНЦИЙ
ГЛАВА III: ПРЕДЛОЖЕНИЕ ПО РАЗВИТИЮ МУЗЕЯ
МАНИФЕСТ
САМОЕ ЦЕННОЕ ДЛЯ СОХРАНЕНИЯ И САМОЕ ПЕРСПЕКТИВНОЕ ДЛЯ РАЗВИТИЯ

Задача проекта — сохранить материальное и нематериальное, что определяет смыслообразующую роль музея-заповедника в поселке Шушенском.

Сохраняемое — это, с одной стороны, градостроительная структура, силуэт и морфотипические свойства существующего на своем историческом месте центра сибирского села. С другой — свидетельства укладности: архитектурно-стилистические особенности строений, предметы быта и творчества, дворы с огородами, где выращиваются характерные культуры.

Совокупность этих факторов отражает целостность среды. Интегральная ценность — градостроительной, народной, политической истории, — заповедно отделена от утилитарной разрозненной среды современного поселка.

Устойчивый подход к сохранению предполагает уместное развитие — баланс между консервацией и преобразованиями. Мы выявили пути такого развития. Для музея это — превращение в институт исторической преемственности, центр компетенций. Музей может создавать условия свободного и прозрачного взаимодействия посельчан с фондами и выставками. Может стать площадкой, где создаются различные музейные и художественные проекты; местом свободной дискуссии и художественного высказывания.

Для реализации этого потенциала мы перепрограммируем экспозицию: расширяем тематику, показываем усадьбы через живые истории; реорганизуем входные группы в центры диалога с местным сообществом. Расширяем фондохранилища, которые не только обеспечат надлежащие условия хранения, но и свяжутся с общественными и коммерческими функциями в кластер.

Имиджевое перевоплощение и пространственное развитие влекут пересмотр границ и вектора развития прилегающих территорий: от ограды музея до центра поселка Шушенского с воссозданием исторического ядра.

Для закрепления ценного ядра и регулирования развития в соответствии с сохранением цельности восприятия среды мы предлагаем гипотезу границ зон охраны объекта культурного наследия и достопримечательного места. Дальнейшее развитие поселка должно быть учтено в изменении документов территориального планирования в соответствии с предлагаемым мастер-планом.
ГЛАВА IV: НОВЫЙ ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО МУЗЕЮ
ГЛАВА V: МАСТЕР-ПЛАН
ГЛАВА VI: ФИНАНСОВАЯ МОДЕЛЬ
СТРАТЕГИЯ УПРАВЛЕНИЯ

Made on
Tilda