РЕ-ПРАКТИКА / РЕ-ШКОЛА
КАЗАНЬ. СТАРАЯ ТАТАРСКАЯ СЛОБОДА
МАСТЕРПЛАН РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИИ, ОГРАНИЧЕННОЙ НАБЕРЕЖНОЙ ОЗЕРА НИЖНИЙ КАБАН, УЛ. ШИГАБУТДИНА МАРДЖАНИ, УЛ. НУРСУЛТАНА НАЗАРБАЕВА, УЛ. ГАБДУЛЛЫ ТУКАЯ, УЛ. ФАТЫХА КАРИМА В Г. КАЗАНЬ


МЕСТОПОЛОЖЕНИЕ В ГОРОДЕ
НАБЕРЕЖНАЯ НА РАССВЕТЕ
НАБЕРЕЖНАЯ НА ЗАКАТЕ
КРАТКАЯ СПРАВКА О ТЕРРИТОРИИ
Территория ограниченная набережной озера Нижний Кабан, ул. Шигабутдина Марджани, ул. Габдуллы Тукая, ул. Нурсултана Назарбаева, ул. Фатыха Карима – одна из исторических частей и достопримечательностей в центре Казани, является южной частью территории Старо-Татарской слободы. В XVI в. в район озера Нижний Кабан и за канал-проток Булак, были переселены лояльные казанцы после завоевания города Иваном Грозным, здесь в XVII—XVIII вв. сформировался уникальный ансамбль национальной татарской архитектуры, где без преувеличения каждый дом связан с выдающимися для татарской истории и культуры именами. Особенно бурное развитие и застройка слободы начались после визита в Казань в 1767 году императрицы Екатерины II, когда она лично сняла все прежние ограничения строить каменные мечети и татарские общественные здания и в связи с её историческим указом 1773 года «О терпимости всех вероисповеданий».
К концу XIX века центральная часть слободы складывается из застройки левого берега озера Кабан и улиц Каюма Насыри, ул. Габдуллы Тукая, Сары Садыковой, ядром этой части является перекресток улиц Габдуллы Тукая и Фатыха Карима, образующий небольшую Юнусовскую площадь, которая была общественным центром слободы.

В южной части слободы, в пределах территории, предлагаемой к исследованию, были размещены крупнейшие промышленные предприятия своего времени — мыловаренно-химический завод Братьев Крестовниковых, пивной завод Петцольда, заводы «Радиоприбор», КМИЗ, «Мединструмент», фабрика «Аромат» и другие производства. Эта уникальная территория была мощным промышленным узлом и культурным центром Казани.
МАСТЕРПЛАН
ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ
КОНЦЕПЦИЯ
РЕ-ШКОЛА
ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ПЛАН
СУЩЕСТВУЮЩЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ/ПРОЕКТНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Пользуясь методологией «Ре-Школы», участники нашего воркшопа — студенты и эксперты — проанализировали территорию через призму пяти контекстов:
  • архитектурно-пространственного
  • природно-ландшафтного
  • пространственной связности
  • социально-экономического
  • культурного

В результате анализа мы выявили основные
ценности, проблемы и ресурсы для развития.
If a building becomes architecture, then it is art
В ходе натурных исследований мы почувствовали дух места и характер территории: смотрели, ходили, слушали, чувствовали, делали наброски и зарисовки, разговаривали и знакомились с местными жителями, изучали архивные материалы. Мы нашли уникальные черты, за которые зацепились и которые потом легли в основу мастер-плана. На участке соседствуют две разных архитектурно-пространственных типологии, исторически сложившихся в Старо-Татарской слободе и на промышленной территории. Важным открытием стали найденные на исторических картах сады, ранее существовавшие в деревне Плетени и в Старо-Татарской слободе: в деревне они располагались вдоль набережной, а в слободе — во дворах усадеб и внутри кварталов.

Made on
Tilda